Кратко обобщу: диски бывают стальные и легкосплавные (сплавы аллюминия и магния), последние, в свою очередь литые и кованые.
Легкосплавные диски имеют следующие преимущества перед стальными:
их вес меньше при прочих равных характеристиках, это уменьшает инертность колеса (следовательно - значительно автомобиля в целом, т.к. вращающиеся детали вносят гораздо больший вклад) и, поэтому, значительно влияет на динамику, расход топлива, управляемость и т.п., кроме того уменьшается неподрессоренная масса автомобиля (влияет на управляемость и плавность подвески);
их прочность гораздо выше, что делает их долговечными, улучшает возможность балансировки, делает их удобными для использования безкамерной резины;
масса легкосплавного диска вообщем меньше массы резины, поэтому, выбирая больший радиус диска + низкий профиль резины, можно уменьшить общую массу колеса (результат см. выше);
коррозионная стойкость, дизайн;
а также следующие недостатки:
высокая стоимость
плохая восстановимость при ударе (в принципе это в основном возможно, но прокатка и варка лёгкосплавных дисков стоит дорого, технически сложна, и не восстанавливает оригинального качества диска).
Кованые диски могут называться коваными только с некоторой натяжкой. На самом деле ковкой "в этом деле" обзывают процесс горячей штамповки (едва ли не литья под давлением), так что металл приобретает некоторую структуру, соответственно большую прочность и пластичность (меньшую хрупкость). Поэтому в общем случае масса кованого диска меньше массы литого.
Целесообразность покупки импортных дисков весьма сомнительна, поскольку их цена гораздо выше, а качество сопоставимо. Выбор кованых отечественных дисков сегодня вполне широк, причём представлен весьма серьёзными производителями.
Геометрические параметры:
Пригодность диска для данной модели автомобиля определяется прежде всего посадочным местом. Годятся диски только со своим PCD.
Центральное отверстие может быть больше требуемого, для этих целей выпускаются специальные вставки. Пока этот пункт касается только импортных дисков.
Важной характеристикой является вылет колёсного диска (ET). Выбор диска с неправильным вылетом ведёт к повышенной нагрузке и ускоренному износу некоторых деталей трансмиссии и подвески. На ET обычно меньше всего обращают внимание. Кое-какие мысли по этому поводу я оформлю позже.
Радиус и ширина диска (в дюймах). Эти величины несколько варьируются автолюбителями по своему вкусу. Ставятся колёса большего и меньшего размера, а также немеренной ширины. |