Совсем скоро владельцы дорогих автомобилей, наконец-то, смогут воспользоваться своей штатной навигацией. До недавнего времени навигационные системы, входящие в комплектацию большинства автомобилей класса премиум и добавляющие стоимости машины несколько тысяч долларов, являлись не более чем бесполезными жестянками. Программного обеспечения для автомобильных навигаций официально в Россию до сих пор не поставляет никто, кроме BMW. Однако недавно министр обороны РФ Сергей Иванов пообещал снять ограничения на определение точности координат уже в 2006-м году. Это означает, что идейные преграды для развития автомобильной навигации сняты.
В премиум-классе навигация входит в базовые опции Сергей Иванов обещал снятие ограничений к концу годаНа некоторых автомобилях премиум-класса штатная навигация входит в состав базовых опций. Наличие навигации автоматически удорожает для потребителя автомобиль на 2-3 тыс. долларов. Но автовладельцы до сих пор не могут воспользоваться этой опцией, поскольку сертифицированных навгационных карт для иномарок в России пока нет. Первой компанией, решившей начать продажи навигационного программного обеспечения в России, стала BMW. Именно она в январе 2006-го объявила о начале поставок навигационных карт в Россию c начальной зоной покрытия Москва и Зеленоград. На карте также нанесены основные дороги Западной Европы и соединительная трасса Москва-Польша.
Это послужило толчком. Остальные "немцы" вдруг осознали, что самое время выходить на российский рынок. Ранее этому препятствовали несколько причин. Прежде всего, автопроизодители осторожно относились к России из-за несоблюдения закона об авторском праве. Едва появившись на рынке, многомиллионные разработки в мгновение ока будут растиражированы. Кроме того, государство развитие навигации не приветствовало. "Административно-правовыми аспектами навигация никогда не сдерживалась, - говорит генеральный директор ЗАО "Навигационные карты" Владимир Яровых. - Просто никто не хотел связываться с так называемой "серой зоной". Сегодня государство, Минтранс, военные идут навстречу этому направлению".
Подготовка к гражданскому использованию военных спутников и развитию навигационной системы началась в позапрошлом году. Осенью 2004-го года по результатам НИР "Защита" было принято принципиальное решение о необходимости понижения порога точности определения пространственных координат для открытого использования. Напомним, что на данный момент все еще действует ограничение на точность определения координат, которое составляет 30 метров. То есть точно указывать местонахождение по-прежнему нельзя. Собственно, этот факт во многом мешал развитию навигации в России, поскольку все российские карты должны по точности соответствовать европейским стандартам общей базы.
Однако государство вовсе не собирается рассекречивать все данные. Разрешив точность, было решено перейти от покоординатной защиты к пообъектной защите. Это значит, что некоторые объекты указывать в картах нельзя будет никоим образом. И понятие точность здесь уже будет неуместно. 21 марта министр обороны Сергей Иванов объявил о том, что ограничение на определение точности будут сняты уже к концу этого года. К концу 2007-го года станет возможно использование системы спутников ГЛОНАСС гражданскими лицами, в 2009г. такая возможность появится и у зарубежных пользователей, сообщил С.Иванов. Таким образом, нагрузка на спутниковую систему на 80% будет гражданской.
Новая позиция государства РФ, а также динамичное развитие автомобильного рынка заставили европейских автопроизводителей повернуться лицом к России. По информации Autonews.ru, в ближайшее время на рынок выйдут крупные немецкие автомобильные компании. Одновременно на рынке появляются принципиально новые игроки, которых ранее не существовало - производители навигационных карт. Сегодня на мировом рынке работает два крупных производителя - это компании Tele Atlas и Navteq. 2006-й год стал тем самым моментом, когда обе компании резко решили активизироваться на российском рынке. На прошлой неделе компания Tele Atlas подписала соглашение с Федеральным агентством геодезии и картографии о реализации совместных проектов в области создания навигационных карт на территорию России. Navteq также решает вопросы о легализации деятельности на территории России. Поэтому в самое ближайшее время этот сегмент рынка будет активно развиваться. Механизм производства карты с нуля и поставки ее на рынок выглядит следующим образом. Tele Atlas заказывает карту у своего эксклюзивного партнера в России, интегрирует ее в единую Европейскую базу данных, после чего продает продукт автомобильным компаниям, которые, в этом заинтересованы. Те запускают продукт в нужных странах. Вот и до России очередь дошла - как говорится, лучше поздно, чем никогда.
Российские инженеры давно готовятся к развитию рынка. Пока ими была выпущена только одна карта для западного автопроизводителя BMW. В настоящее время разрабатываются новые карты по некоторым городам-миллионникам. Эксклюзивным партнером Tele Atlas в России является ЗАО "Навигационные Карты". Компания изготавливает навигационные карты на базе топографических карт производства предприятий Роскартографии.
Как разработчики, так и дилеры навигационных систем отмечают, что навигационный сегмент сегодня находится на этапе развития. Навигация давно интересует потребителей. Многие ждут не дождутся, когда можно будет пользоваться опцией на территории России, тем более если встроенное оборудование в автомобиле уже имеется. Руководитель отдела продаж Volvo компании "Musa Motors" Игорь Пучков рассказал, что как дополнительную опцию навигацию не покупают вообще: "Иностранцы часто спрашивают навигацию по России. Обычно им долго объясняешь, что ее пока нет. И они все время не могут понять, почему". Некоторые "умельцы" пробуют вмонтировать несертифицированные навигационные карты различных производителей, которые периодически появляются на рынке, в штатную автомобильную навигацию. К сожалению, такая навигация не всегда работает нормально: теряет связь со спутником, дезинформирует и т.д. К тому же дилеры отмечают, что автовладельцы в большинстве случаев отказываются от установки компьютерных навигационных программ в автомобиль. Не очень приветствуют они и "наладонники" с компьютерной навигацией, которые можно установить на панель управления. "Тех, кто готов купить дорогой автомобиль, интересует именно штатная навигация, - говорит мастер-консультант отдела дополнительного оборудования "Ауди Центр Москва" Станислав Аншанц. - Монтируемые на панель навигаторы, во–первых, портят внешний вид, во-вторых, это не очень удобно."
Елена Костякова | autonews.ru