Детонация вызвана самопроизвольным воспламенением смеси в камере сгорания. Это может произойти как до, так и после искры в свече зажигания. В обоих случаях, смесь зажигается в двух или более точках и возникают два фронта горения. Одновременное распространение двух и более фронтов горения по камере сгорания вызывает ненормально быстрое и неуправляемое сгорание, вызывает чрезвычайно быстрое повышение давление и производит характерный металлических стук. Для устранения детонации ICM задерживает зажигание в соответствующем цилиндре с тем, чтобы зажигание смеси происходило при положении поршня, более близком к ВМТ. Детонация в цилиндрах вызывает характерную вибрацию стенок цилиндра. Механические напряжения, возникающие в связи с этом в пьезоэлектрическом кристалле, приводят к генерации электрических сигналов. Вместе с сигналами от датчиков CMP и RPM, они используются ICM для определения номера цилиндра, с котором происходит детонация
Детонация моторных топлив, наблюдается в поршневых двигателях внутреннего сгорания с искровым зажиганием и возникает в результате образования и накопления в топливном заряде органических перекисей, являющихся первичными продуктами окисления углеводородного топлива. Если при этом достигается некоторая критическая концентрация перекисей в смеси, то происходит детонация, характеризующаяся необычно высокой скоростью распространения пламени и возникновением ударных волн. При нормальной работе двигателя пламя распространяется со скоростью 10-20 м/сек, в то время как при детонации - со скоростью 1500-2500 м/сек. Д. м. т. проявляется в металлических "стуках", дымном выхлопе, вибрации и перегреве двигателя и ведёт к пригоранию колец, прогоранию поршней и клапанов, разрушению подшипников, потере мощности двигателя. Возникновение и интенсивность Д. м. т. зависят от режима работы и особенностей конструкции двигателя и химического состава топлива. Горючие, содержащие много неразветвлённых парафиновых углеводородов, детонируют легче, чем содержащие разветвлённые парафиновые и ароматические углеводороды, стойкие к детонации (см. Высокооктановые топлива). Детонационная стойкость отдельных компонентов топлив зависит от состава топливно-воздушной смеси (бедные или богатые смеси).
Детонационную стойкость бензинов для бедных смесей характеризуют октановым числом, для богатых смесей - сортностью бензинов. Стойкость бензинов к детонации повышается при применении антидетонаторов, например тетраэтилсвинца.
Лит.: Аксенов А. Ф., Авиационные топлива, смазочные материалы и специальные жидкости, М., 1965; Папок К. К., Рагозин Н. А., Технический словарь-справочник по топливу и маслам, 3 изд., М., 1963.
|